Фибра базальтовая
Рубленое базальтовое волокно производится из непрерывного ровинга на рубочных машинах барабанного типа, установленных независимо от печи.
В зависимости от применения, для которого предназначен продукт, волокно рубится либо из "мокрого" ровинга (содержание влаги 8-10 %), покрытого водосовместимым замасливателем, или из "сухого" ровинга (содержание замасливателя 0,5-0,8 %), покрытого водонесовместимым замасливателем.
Мокрое рубленое волокно используется для производства вуалей и для различных технологий армирования бетона, как альтернатива металлической фибре. Водосовместимый замасливатель в данных применениях необходим для того, чтобы в водной среде базальтовая фибра легко распадалась на монофиламенты и легко распределялась в матрице.
Сухое рубленое волокно используется, прежде всего, для производства тормозных колодок, как замена асбеста, а также для производства иглопробивных матов.
Продукт представляет собой отрезки (чопы) базальтовой нити длиной 3,2; 6,4; 12,7 мм. Промышленность выпускает и другие виды фибры: стальную, углеродноволокнистую, стекловолокнистую, полипропиленовую и.т.д. Но ни одна из этого списка фибр не обладает столь обширным набором свойств и качеств, делающей её незаменимым компонентом для создания композиционного фибробетона.
Список этих свойств и качеств:
- абсолютная химическая и биологическая инертность;
- является продуктом переработки базальтового щебня, т.е. имеет минеральное происхождение, поэтому имеет коэффициент температурной деформации, очень близкий к аналогичной характеристике цементного камня;
- высокая механическая прочность;
- низкое водопоглощение;
- низкая теплопроводность;
- высокая адгезия к цементно – песчаному раствору;
- является диэлектриком;
- умеренная цена (сопоставима с полипропиленовой фиброй).
Паспортные данные качества базальтовой фибры.
Показатели |
Базальтовое рубленое волокно |
Тип волокна |
Базальтовое |
Диаметр монофиламента [мкм] |
10-22 |
Длина отрезка [мм] |
3.2; 6.4; 12.7; 15.9; 25.4; 31.8; 50.8; 63.5; 90.9 127; 254 |
Непрорубы |
< 3% или по согласованию с потребителем |
Тип замасливателя |
Силановый |
Содержание замасливателя (% масс.) |
0.06-0.10 |
Совместимость |
Водные среды |
Влажность (% масс.) |
6-9 |
Упаковка
Тип упаковки |
Вес, кг |
Полипропиленовый мешок с полиэтиленовым вкладышем |
25 |
Биг-бэг с полиэтиленовым вкладышем |
800 |
Пластиковый контейнер с полиэтиленовым вкладышем |
1000 |
20 ПП мешков с ПЭ вкладышами или 1 биг-бэг грузят на паллету размерами 120 х 80 см.
В настоящее время самым логичным путём повышения качеств цементного камня является создание композиционного дисперсного армированного базальтофибробетона.
Регулируя дозировку (от 0,6 до 2,0 кг/м3 раствора) и длину чопа (от 3,2 до 12,7 мм) можно приготавливать строительные смеси, штукатурки, а так же различные бетоны с повышенными эксплуатационными характеристиками, среди которых следующие:
- улучшенная структура бетона за счёт устранения базальтовыми фибрами влияния концентрации напряжений и как следствие – отсутствие трещинообразования;
- повышенная устойчивость бетона к замерзанию (оттаиванию);
- повышенная ударная прочность бетона;
- устойчивость бетона истиранию;
- повышенная устойчивость бетона к действию высоких температур (огня)
- повышенная устойчивость бетона к проникновению воды и химических веществ;
- повышенная прочность бетона на сжатие, растяжение и изгиб.
Фиброволокно может добавляться к смесям на основе цемента в смесители типа «миксер», установленном на автомобиле и доставляющем готовую бетонную смесь непосредственно на место укладки и подаваться бетононасосом.
Из приведённых аргументов можно сделать вывод о том, что при объёмной модификации (армировании) цементного камня базальтоволокнистой фиброй, можно существенно снизить объём использования вяжущих материалов на строительном объекте при сохранении несущих и прочностных характеристик сооружений и конструкций, а следовательно уменьшить сметную стоимость. Помимо прямой экономии средств, направляемых на закупку и переработку материалов, существуют ещё и косвенные, которые выражаются в снижении трудозатрат, транспортных расходов, уменьшении сроков строительства и последующих эксплуатационных расходов.